Переход стран, которые являются основными рынками российского экспорта традиционных энергоносителей, на зеленую энергетику чреват рисками для экономики РФ. Так, к 2050 году ожидается, что отказ Китая и стран Европы от ископаемого топлива может привести к снижению поставок нефти и угля из нашей страны на 3-7 %, а также уменьшить ВВП на 0,3-3 %.
Наибольшие потери при этом понесут такие отрасли отечественной промышленности, как производство химической продукции (на 60 % к 2035 году), минеральных удобрений (на 30-40 %), черной металлургии и нефтехимии (на 20 % каждая) из-за введения в странах Евросоюза пограничного углеродного налога — CBAM (ЕС carbon border adjustment mechanism), — нового механизма управления импортом углеродоинтенсивных товаров. Он станет своеобразной пошлиной для тех компаний, которые ввозят на территорию ЕС товары, произведенные с большими объемами выбросов парниковых газов.
Чтобы предотвратить или хотя бы минимизировать риски, России стоит разработать собственную стратегию перехода на возобновляемые источники генерации электроэнергии. Тем более, что у нашей страны есть большой потенциал для этого, в пять раз превышающий годовой объем потребления электроэнергии, произведенной на базе традиционного топлива. Например, уникальные возможности для применения ВИЭ имеют субъекты Сибири и Дальнего Востока. Около 30 % региональных бюджетов тратится на дорогое привозное топливо для децентрализованной энергетики, когда Алтай, Тыва, Приморье и Камчатка обладают необходимой территорией и погодными условиями для размещения солнечных и ветряных электростанций.
Помимо этого, у России достаточно природных богатств, чтобы производить конкурентоспособные на рынках ЕС товары. Например, низкоуглеродные энергетические технологии в виде водородной энергетики, или добыча и переработка металлов, необходимых для декарбонизации промышленности.
Автор материала: генеральный директор «Трансэнерком» Олег Шевцов
Elec.ru